Школьная форма по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию и снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка.
Учащиеся проводят в школьной одежде 5-6 часов, а дети, посещающие группы продленного дня - до 8-9 часов. Правильный выбор школьной одежды является одним из факторов, способствующих сохранению хорошего самочувствия ребенка в условиях школьной среды. При этом неправильно подобранный костюм или его низкое качество могут вызывать различные заболевания, в том числе заболевания кожи, такие, как контактный и атопический дерматиты, а также простудные заболевания, например, грипп, острые респираторные заболевания и заболевания органов дыхания. Поэтому одежда, в которой ребёнок находится в образовательном учреждении длительное время, должна быть изготовлена из натуральных тканей, соответствующих требованиям биологической и химической безопасности, предъявляемым к швейным изделиям, текстильным материалам.
Согласно Техническим, одежда для детей и подростков должна соответствовать биологическим и химическим требованиям - гигроскопичности (поглощение водяных паров) и воздухопроницаемости ткани. К числу таких тканей, которые остаются пока еще незаменимыми при изготовлении детской одежды с позиции гигиенических свойств относятся, прежде всего, хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые ткани. Шерстяные ткани, для улучшения их свойств выпускают с добавлением химических волокон: добавляется до 50 % химических волокон, в основном нитрона или вискозы до 30%. Также материалы школьной формы должны быть устойчивы к потере цвета при воздействии влаги, стирке и сухом трении.